Финансовая грамотность
Информация об участии в мероприятиях по финансовой грамотности
Рабочие программы по Финансовой грамотности на 2024-2025 учебный год
Актуальные просветительские материалы по финансовой грамотности, разработанные Банком России, для размещения на информационных ресурсах доступны по ссылке https://disk.yandex.ru/d/0G6DNaoAwsKBxA или по QR-коду:
В школах Российской Федерации преподают большое количество наук, помогающих как в обучении, так и реальной жизни. Ранее уроки финансовой грамотности не преподавались, но сейчас успешно вводятся в программу. С нынешним развитием экономики требуется, чтобы дети были подготовлены, образованы, умели грамотно использовать деньги.
Необходимость проведения уроков финансовой грамотности в школе
Уроки по финансовому обучению вошли в современные российские школы еще с 2016 года. Они тесно связаны с такими предметами, как математика, обществознание, история, ОБЖ, география.
Потребность в проведении урока появилась по следующим причинам:
‣ ранняя подготовка детей к понятию экономики и ее направлений;
‣ оперативное реагирование на смену направлений в экономике;
‣ улучшение общего благосостояния;
‣ устранение безответственности в отношении денег и их применения;
‣ устранение финансовой безграмотности, развитой среди взрослого населения;
‣ обучение учету расходов и доходов;
‣ потребность в знакомстве с денежными валютами и их накоплениями;
‣ обучение ведению бюджета;
‣ улучшение экономики всей страны в будущем.
В настоящее время дети со школьных лет хотят узнать о разных аспектах сферы денежных взаимоотношений. Потребность возникает из-за самостоятельной покупки товаров, использования банковской карты или виртуального мобильного приложения для оплаты в магазинах. С раннего детства каждый школьник должен знать, как с умом пользоваться деньгами, но не растратить их полностью. Именно для этого требуется финансовая грамотность.
Когда ученик будет подготовлен, пройдет курс обучения, у него появятся следующие навыки:
‣ ведение бюджета;
‣ понятие о банковских операциях;
‣ выявление рискованных сделок;
‣ понятие о кредитах, депозитах, активах, пассивах, страховании, пенсионных выплатах;
‣ понятие о применении и потребности в банковских картах;
‣ выявление аспектов финансовых экономических отношений;
‣ выявление агрессивной политики банка.
Основные методы организации уроков финансовой грамотности
Выделяют 3 основных подхода к обучению финансовой грамотности. Каждый из них помогает ребенку освоить необходимые навыки, чтобы использовать их в обычной жизни или дальнейшем образовании:
1. Системно-деятельностный подход к обучению
Формируют деятельность при помощи знаковой системы, связывающей культурную норму и возможности человека. В результате применения данного метода получают развитие личности, глубокое познание, улучшение коммуникации. Обучающиеся дети быстрее овладевают знаниями, навыками, умениями. Их компетенция возрастает. Появляется способность к саморазвитию и самообразованию.
2. Теория развивающегося обучения
Школьникам помогают вникнуть в теоретические навыки, чтобы успешно решать учебные задачи. Детей вводят в теорию, объясняя основные правила науки. Учитель организует учебную деятельность, подключая дискуссию. С ее помощью каждый школьник обсуждает теоретические аспекты индивидуально и в группе, чтобы в дальнейшем их можно было применить в реальной жизни.
3. Модульный прием
Задача школьника — сконцентрировать свое внимание на финансовых задачах. Каждый урок происходит по определенной форме, чтобы ребенок вник в учебную деятельность, понял, что в современном мире требуется выяснить все финансовые аспекты.
Благодаря подготовленным методикам школьники не просто заучивают выданные термины, а развиваются, осознают финансовые задачи, придумывают их решение. Постепенно появляется финансовая грамотность.
Дополнительно выделяют следующие методы обучения:
Интерактивный подход
Ученик пытается не просто заучить предложенные материалы, но и решить практические задачи.
Тренинги
С помощью теории отрабатывают навыки на практике, чтобы закрепить и освоить финансовую деятельность.
Игровой подход
Применение моделей поведения с целью усвоения информации, используются интересные и реалистичные ролевые игры.
В процессе обучения финансовой грамотности детям часто советуют пользоваться материалами из интернета. Не все они подходят для обучения, некоторые из них крайне не рекомендуются. Поэтому преподаватели могут перейти ознакомиться со статьей по ссылке, чтобы понять, как ограничить доступ школьников к информации в сети.
С нынешним развитием экономики требуется, чтобы дети были подготовлены, образованы, умели грамотно использовать деньги.
Условия проведения уроков финансовой грамотности
Чтобы уроки финансовой грамотности были эффективными, они должны соответствовать следующим условиям:
Творческий, интересный подход, оставляющий под контролем внимание детей.
Учет возраста школьников, профиль всего класса.
Образованный учитель, который интересно дает информацию, концентрирует внимание детей на проблеме, чтобы создать обратную связь.
Подбор педагога в зависимости от его образованности и деятельности (экономист, историк, математик).
Формирование темы к каждому уроку, сообщение его задач и целей.
Введение детей в практику, чтобы они смогли понять сущность всех финансовых операций.
Учитель должен выявить затруднения в освоении учебного материала учащимися, помочь скорректировать работу.
Одновременное обучение теории и практике.
В школах подбирают оптимальное количество уроков, чтобы ученик смог полностью освоить финансовую грамотность. Учитывают возраст школьников, чтобы передаваемая информация оставалась для них интересна. Так процесс обучения пройдет эффективно, возникнет реальная финансовая грамотность, применяемая в обычной жизни.
Основное содержание уроков по финансовой грамотности
В начале года разрабатывают учебный план, методическое пособие, благодаря которому каждый ребенок сможет обучиться финансовой грамотности.
Входят следующие пункты:
‣ понятие финансовой грамотности и ее основные критерии;
‣ понятие национальной денежной валюты;
‣ обучение базовой и отраслевой грамотности;
‣ законодательная база, регулирующая аспекты финансовых отношений;
‣ обучение операциям с деньгами, ведение и оптимизация семейного бюджета;
‣ виды финансового мошенничества;
‣ продолжительное управление финансовым бюджетом;
‣ введение в теорию познания кредитов, сбережений, страхования, налогов, пенсии;
‣ виды частного предпринимательства и его организация;
‣ управление финансами в зависимости от развития экономики.
Это лишь минимальный уровень знаний, которыми должен владеть ученик в процессе получения знаний. Каждый учитель вправе добавлять небольшое количество информации, которую сможет освоить весь класс.
Финансовая грамотность — относительно новое образовательное направление. Уроки активно внедряются в школьную программу, чтобы каждый ребенок смог не только пояснить основы теории, но и применить знания на практике. Это перспективное направление в обучении, улучшающее состояние экономики страны в будущем, предупреждающее ее отставание или появление кризиса.
******************************************************************
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=412370
2. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278903/
3. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (Редакция от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=387922
4. Система (рамка) финансовой компетентности для учащихся школьного возраста. https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=69544
5. Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса "Основы финансовой грамотности" в общеобразовательных организациях. http://kiro46.ru/docs/metodicheskie_rekomendacii.pdf
6. Сайт «Финансовая культура» https://fincult.info/about/
7. Методические рекомендации для педагогов по обучению финансовой грамотности.pdf
**************************************************************************
Курс «Финансовая грамотность», реализуемый в рамках внеурочной деятельности, в МБОУ Туроверо-Россошанской ООШ - это прикладной курс, реализующий интересы обучающихся 1-9 классов в сфере экономики семьи, а так же пропедевтический и является частью школьной программы сквозного экономического образования.
Преподавание курса основывается на интерактивных формах работы учеников, моделировании различных простейших экономических ситуаций и выполнении творческих заданий. Поэтому, имея социально-экономическую направленность, данный курс создает условия для развития не только экономического мышления, но и творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации. Полученные детьми знания позволят уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь семьи и школы.
Рабочие программы по внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 1-9 классов составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования (ФГОС НОО и ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для начального общего и основного общего образования. В них учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на уровне начального общего образования, учитываются межпредметные связи.
Рабочие программы по Финансовой грамотности на 2021-2022 учебный год