Функциональная грамотность

  Международные исследования оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты международных исследований отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

   Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся: 

  1. Электронный банк заданий: https://fg.resh.edu.ru/.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.

  1. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»  https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
  2. Открытые задания  https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
  3. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
  4. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов  http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
  5. Марафон по функциональной грамотности – Яндекс.Учебник (yandex.ru)

Читательская грамотность (instrao.ru)

Математическая грамотность (instrao.ru)

Естественнонаучная грамотность (instrao.ru)

Глобальные компетенции (instrao.ru)

Финансовая грамотность (instrao.ru)

Креативное мышление (instrao.ru)

Приказ № 128 от 01.09.2023 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся.pdf

пр МУ ОО 495 диагностические работы.docx

Приказ № 131 Диагностические работы.pdf

Анализ мониторинга ФГ. МБОУ Туроверо-Россошаская ООШ_подписано.pdf