Cистема обеспечения объективности процедур оценки качества образования
Оценка качества образования - это система процедур, механизмов и инструментов, обеспечивающих не только собственно оценку, то есть получение данных о состоянии системы образования, но и управление качеством, то есть реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества образования.
Оценка - характеристика результатов учебной деятельности по критериям их соответствия установленным требованиям. Применительно к учебному процессу оценка - определение степени успешности в освоении знаний, умений, навыков, предусмотренных учебной программой. Оценки подразделяются на текущие, промежуточные, итоговые и выражаются числом баллов. Функциональная составляющая объективности оценки качества образования характеризуется:
1) инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы региона, муниципалитета и т.д. в вопросах управления качеством образования;
2) вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития оценки качества образования в образовательной организации (далее – ОО).
Указанная составляющая обеспечивается проведением комплексных мероприятий по трем направлениям (цели системы обеспечения объективности процедур ОКО):
1) Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО;
2) Выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО;
3) Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Цели:
1. Обеспечение объективности образовательных результатов с соблюдением требований информационной безопасности, исключением конфликта интересов в отношении специалистов, привлекаемых к проведению, организацией контроля за соблюдением порядка проведения, в том числе через общественное наблюдение;
2. Соблюдение порядка проведения оценочной процедуры, установленного регламентом;
3. Формирование позитивного отношения к объективной оценке образовательных
результатов
Задачи:
• выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей;
• формирование программы повышения объективности оценивания образовательных результатов;
• определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;
• содействие принятию обоснованных управленческих решений;
• оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса;
• создание условий для развития и самообразования педагогических работников.
Региональная система оценки качества включает в себя международные, федеральные и региональные оценочные процедуры:
- национальные исследования качества образования (НИКО);
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- основной государственный экзамен (ОГЭ), государственный выпускной экзамен (ГВЭ); - международные сравнительные исследования (TIMSS, PIRLS, PISA);
- общероссийские и региональные оценки по модели PISA.